Интервью Виктора Цоя



      Интервью газете "Политехник" (Ленинград) 24.02.1984
      Интервью газете "Аргументы и факты" №39 1987
      Интервью газете "Молодежь Эстонии" 9.05.1988
      Интервью бюллетеню "Новый фильм"  март 1988
      Интервью газете "Молодой ленинец"(Волгоград) 6.05.1989
      Интервью газете "Советская солодежь"(Рига) 6.05.1989
      Интервью газете "Ленинская смена"(Алма-Ата)
  

  "Политехник" (Ленинград) 24.02.1984

- Что главное, по-вашему, в музыке? В чем секрет её популярности?

- Я думаю - актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими.

- Мы знаем ваши стихи - и простые, жизненные, на волнующие всех нас темы, и более сложные, с подтекстом. Что вам ближе?

- Я не представляю себя и без того, и без другого. Мир многолик, многолики и стихи.

- В чем вы лучше можете выразить свои мысли - в стихах или в музыке?

- Точно не знаю. Наверное, текст и музыка едины, ведь мысль в них одна. А вообще, стихов я не пишу, только песни.

- Какие современные эстрадные группы вас интересуют больше всего?

- Те же, что и вас: "Аквариум", "Зоопарк . "Алиса". Кстати, "Алиса" сейчас возобновила работу с Кинчевым, наверное, мы их увидим на рок-фестивале.

- А из западной музыки?

- Для нас интереснее всего работа независимых фирм грамзаписи. До нас же доходит чаще всего музыка "продающаяся", музыка для танцев. Уши привыкают к стандартам. А у независимых фирм небольшим тиражом выходят пластинки групп, не ориентируюшихся на стандарты. Нам зто ближе.

- Виктор, не находите ли вы у нас или на Западе аналогов своему творчеству?

- Я их не ищу. Хотя мы слушаем очень много музыки. Это входит в нашу работу. Возможно, какое-то влияние есть, но каждая наша песня проходит через собственную призму.

- Что вы предпочитаете - концертную или студийную работу? И что вы стараетесь использовать больше, акустическую или электрическую музыку?

- Концерты и записи неразделимы. Сейчас очень остро встает проблема звука на концертах "Кино". Мы хотим превратить концерты в нечто "горячее", поэтому мы ориентируемся на тех, кто слышал наши песни в записи и знает их.

- Какие у "Кино" проблемы?

- Только организационные. В музыке у нас тупиков нет. Мыслей и желания работать много.

- Что вы ждете от публики?

- Я хочу, чтобы среди слушателей были только те, кому близка моя музыка. Приятно играть для тех, кто понимает тебя.

- В заключение традиционный вопрос о творческих планах.

- В апреле мы закончим запись нового альбома. Потом поедем в Киев для участия в съемках короткометражного художественного фильма. Ну и будем готовиться к рок-фестивалю здесь и в Вильнюсе.

                                                                                24 февраля 1984 г.
Назад в оглавление   


  "Аргументы и факты" №39 1987

- Виктор, с какого времени существует группа?

- Все, собственно, началось в 1982 году, когда появился первый так называемый альбом песен. Ну, тогда группы как таковой не было, я выступал практически как автор-исполнитель, помогали друзья-музыканты из "Аквариума" и дру гих групп.

- А на каких правах сегодня выступает группа?

- На правах самодеятельности. Мы прикреплены к Ленинградскому рок-клубу, им прослушиваются программы, там мы получаем разрешения на выступления.

- Не тормозит ли такое положение творчество?

- Нет. наоборот, мы сейчас практически можем играть столько, сколько хотим. Правда, поскольку это - самодеятельность, то игра не может быть источником, скажем так, пропитания. Поэтому мы все еще где-то работаем. Я, например, в котельной кочегаром.

- А где репетирует группа "Кино"?

- Где угодно. На квартирах, например. У нас нет условий для работы, нет своей аппаратуры, только инструменты - и все. Безусловно, это может быть и импульсом к творчеству, но в первую очередь это отражается на качестве. Если бы у нас были помещения, аппаратура, оператор, тогда можно работать уже со звуком. А так пока слушателю приходится самому додумывать, как это должно было бы, в принципе, звучть.

- Есть точка зрения, что на первом месте в советском роке - музыка, а слова не столь важны. Так, например, считает руководитель группы "Поп-механика" Сергей Курехин. А какова ваша точка зрения?

- Я считаю, что слова играют огромную роль. Очень часто бывает, что тексты доминируют над музыкой. И это, в принципе, единственный путь для самодеятельных групп, чтобы хоть как-то выжить, поскольку при современном уровне развития воспроизводящей, зкукозаписывающей техники мы не можем записываться в специальных студиях, делать музыку гораздо более качественную. Самодеятельные музыканты просто не в состоянии приобрести эту технику, инструменты, ведь это очень дорого, и мы оказываемся неконкурентоспособными даже с отечественными профессиональными группами. А если бы у нас еще и тексты были слабые, то нас бы просто никто не слушал.

- Нередко случается, что, как только какая-нибудь группа становится профессиональной, от нее отворачивается половина поклонников.

- Вероятно, это происходит из-за того, что в подобной ситуации группа идет на компромисс. Нам за честность могуг простить практически все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность - уже ничего не прощают.

- А не получается так, что исполнитель считает себя честным. а на деле...

- Можно считать себя честным сколько угодно. Главное в том,считают ли тебя честным остальные. Человеку же, который заведомо пишет музыку для того, чтобы жить в достатке, но поет о том, что он борец за идею, - просто не верят.

- Почему рок-музыка до сих пор встречает сопротивление?

- Потому что человек, который делает что-то новое, всегда воюет с чем-то старым. Он постоянно находится в конфликте. Это, как правило, всегда несколько раскованно. Но культ посредственности, о котором сейчас много говорят, возник как раз по логике " как бы чего не вышло" и "пусть